Консультации

Как стать другом своему ребенку

Дружба родителей и детей — это особые отношения, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним. В то же время родитель остается старшим, опытным, ответственным за жизнь, дела, развитие своего чада.

Сложности в отношениях ребенка и родителей часто возникают из-за непонимания взрослыми переживаний детей. Дочка просит пойти погулять, но ей запрещают, так как она не убрала свои вещи. Девочка пытается объяснить, что договорилась с подругами, ее будут ждать, — безрезультатно. Тогда она убегает без разрешения. Родители возмущены, и вполне справедливо. Однако в данном случае ответственность перед другими, интерес к общению со сверстниками для девочки оказались важнее, чем запрет близких. Родители в глазах ребенка предстали как не понимающие его интересы, желания. Непонимание начинает казаться ребенку главным в отношении к нему родителей. Неверие взрослых в силы ребенка вызывает у него протест уже в трехлетнем возрасте. У младшего школьника это вызывает возмущение и обиду. Детям свойственно стремление быть на уровне своих сверстников, быть «не хуже других». Запреты взрослых этому препятствуют, мешают продемонстрировать свою самостоятельность. В действиях взрослых нередко проявляется стремление застраховаться от неприятностей, неожиданных поступков ребенка. Они стремятся запретить ему все, что им кажется опасным, вредным, что может привести к каким-либо неожиданностям. Именно неверие в возможности ребенка вызывает конфликты, создает у малыша представление, что его считают маленьким, несмышленышем. Страх быть униженным, особенно в глазах товарищей, отрицательно сказывается на самочувствии ребенка. Позиция взрослых по отношению к младшему школьнику как к существу, мало что знающему, умеющему, понимающему, может выражаться в пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинство оценках, эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, которой ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будут зреть протест, несогласие, отторжение от семьи.

Основы дружбы с родителями

  • Умение слушать по-настоящему - одно из главных способов взаимопонимания между родителями и детьми.
  • Интересуйтесь у ребенка, почему он вел себя тем или иным образом. Возможно, окажется, что у него была весомая причина для подобных действий. Подскажите ребенку, как можно было справиться в подобной ситуации иначе.
  • Давайте ребенку выговориться, не перебивайте его.
  • Когда ребенок говорит, смотрите ему в глаза, чтобы он понял: вы его слушаете.
  • Обращайте внимание, какими движениями ребенок сопровождает свою речь. Жесты вам помогут понять, трудно ли дается ему рассказ, а также укажут на необходимость задать уточняющие вопросы.
  • Спросите у ребенка: Как ты думаешь, что ты почувствуешь, если Вася тебя ударит?
  • Такие вопросы учат ребенка понимать чужие эмоции. Мы способны научиться правильно решать проблемы, если осознаем чувства и реакцию других людей.
  • Выслушав ребенка, предложите другие решения.
  • Помогите ребенку побороть его страх.
  • Вспомните, чего вы боялись в детстве? Может темноты, приведений или злых ведьм? Есть ли у вашего ребенка подобные страхи? Единственный способ узнать об этом, поговорить с ним. Именно вы лучше кого-либо сможете помочь своему чаду истребить всех злых ведьм, домовых и гномов, которые прячутся под его кроваткой. Если вашему ребенку 4-6 лет, то для избавления от его страха можно вместе придумать какой-то ритуал. Допустим, положить волшебного мишку или куклу вместе с ним в кроватку на ночь, который будет охранять его сон. Очень важно, чтобы ваш ребенок мог открыто рассказать вам о том, чего боится. Если же ребенок старше и страхи совеем другие, вы должны научить его контролировать свои эмоции и анализировать, то, что его беспокоит.
  • Совместные дела укрепляют семейные отношения.
  • Занимайтесь со своим ребенком общими делами, пусть это будет творчество или планы и мечты о предстоящем отдыхе, подумайте вместе над тем, что подарить папе на 23 февраля. Попросите ребенка о помощи в приготовлении семейного ужина, потом за столом расскажите всем членам семьи, что ужин помогала готовить вам дочь. Главное, чтобы ребенок с удовольствием делал порученное ему дело, если же ребенок отказывается помогать, не настаивайте на этом. Может сегодня он не в настроении для этой работы, а завтра сам предложит вам свою помощь.
  • Будьте надежной опорой для своего ребенка.
  • Бывает такое, что нам совсем не понятны поступки наших детей. Например, ваш ребенок ударил другого ребенка в школе или порезал ножницами рубашку папы. Не спешите его сразу ругать и наказывать, сначала разберитесь, почему он так поступил. Может ему просто не хватает вашего внимания, и, порезав рубашку папы, он хочет привлечь его к себе, странным способом, но все же. Или ударив ребенка в школе, он просто защитил себя или дал сдачу. Слушайте своего ребенка и верьте его словам, главное, чтобы он знал, что вы ему верите, и тогда он не будет вас обманывать.
  • Уважайте ребенка, как взрослого.
  • Давайте своему ребенку участвовать в принятии семейных решений, куда переставим шкаф или куда отправимся на выходные. Он должен ощущать себя в семье равноправным ее членом. Прислушивайтесь к мнению ребенка. Если поступили неправильно по отношению к нему, обязательно извинитесь, как бы сделали и со взрослым человеком.
  • И самый главный совет — любите свое чадо, каким бы оно порой вредным и непослушным ни было.
  • Любовь — это самая большая потребность для всех детей без исключения. Именно родительская любовь и вера формирует у ребенка уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
свернуть

Учите детей общаться

Благополучие и комфорт человека во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей – помочь детям в развитии социальных навыков.

Умение говорить, слушать также относится к числу вещей, которые ребёнок, живущий в обществе, постигает очень рано. И прежде, чем начать читать, он должен овладеть умением слушать и говорить. Ведь насколько бы легче жилось человеку, если бы он уже с рождения умел правильно и эффективно общаться! Умел бы находить общий язык с разными людьми, умел бы слушать и слышать, правильно доносить свою точку зрения до собеседника и побеждать в спорах. Но, к сожалению, от рождения в нас не заложены все эти навыки и способности, поэтому задача родителей – научить ребёнка грамотно выстраивать отношения с окружающими.

Социальный успех определяется рядом условий:

Личная привлекательность

Важно как можно раньше объяснить ребёнку, что привлекательность человека – это гораздо больше, чем внешняя красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратности и чистоплотности, хороших манер, доброты и внимательности к окружающим.

Навыки общения.

Ребёнок общается с окружающими так, как общаются с ним его родители, он повторяет жесты, мимику, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, открытые, ребёнок впитывает культуру общения из повседневной жизни.

Предложите ребёнку следующие ситуации и обсудите с ним каждый из ответов:

  • Твой друг, пробегая мимо, нарочно толкнул тебя, но споткнулся сам и упал. Ему очень больно, он плачет. Что ты сделаешь?
  • Друг без разрешения взял твою игрушку. Что ты сделаешь?
  • Один мальчик (девочка) постоянно дразнит тебя и смеётся над тобой. Как ты поступишь?
  • К тебе в гости пришёл твой лучший друг. Вы с ним играете в твоей комнате, но тут приходит твой папа и приносит твоё любимое мороженое. Как ты поступишь?

Ситуации для обсуждения могут быть самыми разными. Их необязательно придумывать, часто их подсказывает сама жизнь. Проанализируйте случаи, которые произошли с вашим ребёнком или с кем-то из его друзей. Спросите у него, как при этом вёл себя он и как вели себя другие дети; обсудите, кто поступил правильно, а кто нет, и как ещё можно было поступить в этой ситуации. Задавая ребёнку вопросы, старайтесь незаметно подвести его к продуктивному решению проблемы, чтобы при этом он поверил, что принял это решение самостоятельно, ведь это очень важно для развития уверенности в своих силах. Благодаря этому ваш ребёнок в будущем сможет самостоятельно справляться с возникающими в жизни сложными ситуациями. А вот независимость в суждениях, способность ответственно принимать решения приходит с годами, но эти качества можно сформировать и раньше. Прежде всего, научите его критично оценивать собственные поступки. В этом вам может помочь «Барометр доброты». Пусть каждый вечер ваш ребёнок отмечает, какой поступок он совершил: хороший – «смайлик  улыбка», плохой – «смайлик грусть». Пусть ребёнок расскажет вам, почему он считает, что совершил плохой поступок и что он может сделать, чтобы в дальнейшем не допускать подобного. Проводите такие беседы спокойно, не повышая голос, даже если услышанное вам неприятно. Обязательно выясните, что заставило его поступить именно так, а не иначе, и объясните, как можно было повести себя в этой ситуации. Если ребёнок не хочет рассказывать о плохих поступках, не настаивайте на этом. Тот факт, что он отказывается говорить об этом, уже свидетельствует  о том, что он осознаёт неправильность своего поведения. В конце недели подсчитайте, каких смайликов больше, попросите его вспомнить, когда он поступил хорошо и почему он так считает.

Обязательно похвалите ребёнка за хороший поступок, за правильное решение

Для полноценного общения необходимо с самого раннего детства развивать у детей чувство юмора. Люди, умеющие с улыбкой выйти из затруднительного положения, всегда в центре внимания. Они, как правило, живут в ладу с окружающими в любом коллективе – в детском, взрослом или разновозрастном. Быт жизнерадостным – всё равно, что быть счастливым. Ведь с чувством юмора часто соседствуют лидерские качества и находчивость, доброта и тактичность, популярность в коллективе и уверенность в себе.

 Помогите ребёнку стать хорошим другом

Беседуя с ребёнком о дружбе, можно обсудить детские пословицы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Друга ищи, а нашёл - береги», значение слов известной детской песенки «…без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много..». Читая сказки, находим примеры дружбы сказочных героев. Хороший ли друг Буратино, Карлсон, Винни Пух? Внимательно выслушайте ответ ребёнка на этот вопрос. Его аргументы помогут вам лучше понять представления вашего ребёнка о дружбе. Дружбе ведь тоже надо учить: выбирать друзей, беречь, ценить, понимать их, помогать им.

Следите за тем, что говорите. Дети очень чувствительны к словам родителей.

К примеру, не забывайте хвалить ребёнка не только за хорошо выполненную работу, но и за приложенные усилия.

Будьте образцом для подражания своему ребёнку

Если вы слишком требовательны к себе, частенько занимаетесь самобичеванием, впадаете в пессимистические настроения или считаете себя мечтателем, не способным на что-либо, сторонитесь общения с окружающими, то ваш ребёнок может во многом «копировать» ваше поведение.

Будьте нежны и ласковы с ребёнком

Ваша любовь как ничто другое будет способствовать повышению чувства собственного достоинства вашего ребёнка.

Постарайтесь создать дома тёплую домашнюю обстановку

Ребёнок, который будучи в собственном доме не чувствует себя в безопасности или терпит постоянные замечания и оскорбления, рискует обрести низкую самооценку и чувство неполноценности. Ребёнок, чьи родители не перестают ссориться и спорить друг с другом, больше подвержен стрессам и нервным срывам. Помните: вы должны уважать своего ребёнка.

Помогите ребёнку стать частью какой-либо команды

Будь то кружок в детском саду или школе либо спортивная секция. Сотрудничество и совместное времяпрепровождение, а не соревнование и борьба за первенство особенно полезны для формирования адекватной самооценки.

Научив ребёнка общаться, вы подарите ему возможность чувствовать себя комфортно и уверенно в различных жизненных ситуациях.

 

свернуть

ЛЕЧЕБНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ СТРАХОВ, НЕРВНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

 Игра очень положительно влияет на психологическое развитие ребенка. Помогает ему приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, готовит к взрослой жизни. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегченной форме. Начинать игровые занятия с ребенком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.

Главная цель этих игр:

  • Снять накопившееся нервное напряжение и зарядить и детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
  • Уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;
  • Наладить контакт между родителями и детьми;
  • Развить ловкость и координацию движений.

Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения

♥«Снеговик»

(с трех лет)

Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

♥«Буратино»

(с четырех лет)

Родитель говорит текст и выполняет движения вместе с ребенком:

  1. Представьте, что вы превратились в куклу Буратино.
  2. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как Буратино.
  3. Напрягите плечи, руки, пальцы, представте, что они деревянные.
  4. Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.
  5. Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.

А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем.

♥«Сражение»

(с двух лет)

Игроки бросаются легкими предметами (шарики из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.

♥«Злые – добрые кошки»

(с двух лет)

По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.

♥«Каратист»

(с трех лет)

На пол кладется обруч или газета. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, зрители подбадривают его:

«Сильнее, сильнее!». Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию.

♥«Боксер»

(с трех лет)

Эта игра очень похожа на игру «Каратист», только вместо движений ногами надо делать движения руками.

♥«Ругаемся овощами, фруктами и ягодами»

(с трех лет)

Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «ТЫ — капуста». В ответ: «А ТЫ — редиска» или «А ТЫ — слива» и т.д.

Игра останавливается, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «ТЫ – колокольчик», «А ТЫ — розочка».

Игра способствует коррекции упрямства, негативизма, агрессии.

♥«Капризная лошадка»

(с трех лет)

Родитель рассказывает сказку про лошадку, и вместе с ребенком они сопровождают сказку действиями: «В одной далекой стране жила лошадка по имени ЛУ. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду», — говорила ЛУ. Она капризничала и цокала копытцами. Еще она брыкалась вот так. Когда она вдоволь набрыкалась и заупрямилась, то стала довольной и веселой. Она весело скакала и ржала: «Иго-го!»

Помните, самое главное – это не не во что играть, а то, как играть. Самая эффективная психотерапия – это родительская любовь. Почаще обнимайте своего малыша, целуйте, говорите, как сильно вы его любите, какой он хороший и замечательный. Любите, понимайте и растите вместе!

свернуть

Готовим ребенка к детскому саду

Как  подготовить ребёнка к детскому саду

Настроен ли ребенок на детский сад?

Как ребенок реагирует на рассказы о других детях, о садике? Нравится ли ему слушать о жизни в детском саду, задает ли он вопросы? В рассказах о «садиковской» жизни обратите внимание на то, что все дети вместе кушают, спят, играют, что много нового, интересного дети узнают от воспитателя. Перед посещением детского сада малыш должен научиться ходить на горшок (или проситься в туалет), умываться, частично одеваться, кушать.
Будьте адекватны в оценке способностей ребенка.

Любой ребенок нуждается в похвале. Но важно при похвале, поощрении оговаривать, что у него получилось, а что – нет. Родители должны быть тактичны. Если способности ребенка, его успехи как будто не замечаются родителями, у малыша пропадает уверенность в себе. Перехваливать ребенка также не стоит – он будет переоценивать свои возможности, трагически переживать неудачи. Если ребенок давно умеет самостоятельно есть суп ложкой, не стоит хвалить его каждый раз за это, зато можно заметить, как аккуратно он поел в этот раз. Похвала может быть разной – для одного достаточно кивка взрослого, другого нужно дружески обнять, а третий ждет подробного описания – что именно у него хорошо получилось.
Насколько самостоятелен ребенок?

При развитии самостоятельности следует помнить, что родители являются примером для подражания – если взрослые не кладут свои вещи на место, не убирают за собой со стола посуду, бессмысленно требовать этого от ребенка. Когда ребенок говорит «я сам», дайте ему возможность действовать самостоятельно, не критикуя и не предрекая заранее неудачу.

Признаки достаточно развитой самостоятельности в дошкольном возрасте:

1. Стремится самостоятельно справиться с заданием, с начатым делом.
2. Умеет сам найти себе занятие, создать условия для игры.
3. Самостоятельно моет руки, вытирается, кушает.
4. Умеет убирать свои игрушки, знает их место.
5. При возникновении трудностей, если не получается справиться самостоятельно, просит о помощи, но не бросает начатое дело.
6. Получает удовольствие от выполненного самостоятельно действия.
Проверьте здоровье ребенка

Перед началом посещения детского сада необходимо пройти полное медицинское обследование. Информация, полученная от разных специалистов, позволит определить, насколько начало посещения садика может повлиять на самочувствие ребенка. Многие болезни обостряются именно в период адаптации, к тому же снижается иммунитет (отсюда частые простудные заболевания). Окулист, лор, невропатолог, психолог помогут вовремя выявить проблемы со здоровьем, которые помешают при обучении, затруднят адаптацию, и начать лечение.
Это нужно знать!
Учите ребенка правилам поведения. Ребенок любопытен от природы, но чувство безопасности еще не развито. Нужно объяснять и показывать на своем примере, что другим людям, детям нужно помогать. Донесите до своего ребенка, что драки, кусание недопустимы в детском коллективе (учите договариваться, объяснять свои эмоции словами). В семье нужно соблюдать правила вежливости, только глядя на взрослых малыш научится использовать слова «спасибо», «пожалуйста», «до свидания», «здравствуйте». Если ребенок кого-то обидел, помогите ему попросить прощения. Объясняйте, что чужие вещи брать без спроса нельзя. Малыш должен знать, что из садика, из дома одному или с чужим человеком уходить нельзя, что не нужно разговаривать с незнакомым человеком, когда рядом нет родителей или воспитателя.

Не кричите на ребенка! Даже если он совершил проступок, лучше (и действеннее) понятно, доходчиво объяснить, в чем конкретно его ошибка и предложить варианты правильного поведения или исправления допущенной ошибки. Ребенок не должен бояться наказания, Вас, иначе он начнет скрывать, обманывать. Если ребенок честно признался в провинности, это показатель его доверия к Вам.

Не пугайте малыша чужими людьми. Если родители внушают, что всех чужих людей надо бояться, ребенок растет недоверчивым, долго и тяжело привыкает к новым людям (воспитатель, учитель). Ни в коем случае не пугайте малыша воспитателем! («Вот пойдешь в садик, там тебя за это накажут»). У ребенка должен быть круг общения, в котором он свободно будет контактировать как со взрослыми, так и с детьми (детская площадка, детский клуб, родственники). Учите ребенка общаться с людьми избирательно, проговаривая и проигрывая разные жизненные ситуации.

Будьте другом! Ребенка нужно воспитывать как равного, рассказывая, объясняя то, что ему интересно (учитывая возраст), делиться своими переживаниями (опять же, учитывая возраст, без перекладывания своих проблем на детские плечи). Важно привлекать ребенка к выполнению домашних дел, к обсуждению покупок, к планированию отпуска. Если что-то пообещали, выполните либо объясните, почему в этот раз не получилось. Последствия невыполненных обещаний: малыш все меньше доверяет родителям, перестает их уважать. Ребенку важно, чтобы близкие взрослые играли вместе с ним в настольные и подвижные игры.

Пусть малыш приобретает трудовые навыки. Для начала это – навыки самообслуживания (умываться, одеваться, убирать за собой со стола, складывать на место игрушки). Далее – элементарная помощь по дому, знакомство с профессиями (врач, шофер, дворник, повар и т.д.). А есть еще и ручной труд – умение самостоятельно или с помощью взрослого сделать поделку из бумаги, пластилина. Таким образом развивается внимание, мышление, память, умение доводить начатое дело до конца.

Учите ребенка выражать негативны эмоции адекватно. Маленький ребенок в состоянии гнева себя не контролирует, он может все раскидывать, драться, царапать и кусать себя и окружающих. Бывает и так, что таким образом ребенок добивается желаемого – новой игрушки, конфеты и т.д. Родителям важно быть последовательными и спокойно воспринимать всплески недовольства ребенка, ведь в такие моменты бесполезно наказывать, что-то объяснять, нужно постараться успокоить, отвлечь. («Сначала ты успокоишься, перестанешь плакать, а потом мы все обсудим без слез и криков»). Избегайте угроз (например: «Если не будешь слушаться, выгоню из дома») и физических наказаний.

Рассказывайте и показывайте на примерах, что нельзя делать, а что – можно. Родители не только на словах объясняют, что сквернословие, воровство, вранье, ябедничество считаются плохими поступками, но и на своем примере показывают и доказывают это. Часто ребенок ведет себя так же, как родитель, рассуждая: «Почему маме можно говорить папе плохие слова, а мне нет???»

Сквернословие. Ребенок общается, разговаривает так, как принято в его семье и выносит «семейный» запас слов на публику. К сожалению, часто эти слова недопустимы для общения в детском коллективе и оскорбляют слух окружающих людей. Бывает и так, что ребенок «несет» нецензурные слова из садика, с детской площадки. В таком случае не стоит акцентировать внимание ребенка на этих словах, достаточно объяснить, что они недопустимы в Вашей семье и используют их некультурные люди. Ребенок должен знать Ваше отношение к таким словам, поэтому не бойтесь сказать, что Вам они не нравятся, Вы расстраиваетесь, когда слышите от ребенка такое. Для того, чтобы помочь ребенку забыть нецензурные слова, предложите использовать необидные выражения (например, «елки-палки», «укуси меня пчела»).

Воровство. Маленькие дети (многие до 5-6 лет) не разделяют свое и чужое. Он может взять чужую вещь, еду, питье, игрушку. Важно различать нормальное поведение ребенка, обусловленное слабо развитой произвольностью и проблемное поведение. Стоит задуматься, если после многократных объяснений ребенок продолжает брать чужие вещи, при этом прячет их, говорит неправду («мне подарили»), скрывает реальную ситуацию. Возможно, таким образом ребенок пытается обратить на себя внимание родителей или воспитателя (не хватает ласки, любви). В таких случаях ругать ребенка, наказывать бесполезно и даже вредно – вы загоняете проблему внутрь. Надо постараться дать ребенку то, в чем он нуждается – увеличьте время, проводимое вместе, найдите общее занятие, игру, которая будет интересна и Вам, и ему, подчеркивайте положительные проявления (вежливо ответил, помог донести сумку, убрал игрушки, сам признался в проступке и т.д.). Если случаи воровства повторяются, нужно обратиться за помощью к психологу.

Детская ложь. Ребенок воспринимает окружающий мир иначе, чем взрослый человек, часто мир фантазий тесно переплетен с реальностью и малыш, говоря неправду, искренне верит в то, что не врет. Но важно отличать фантазии ребенка от реальной лжи, когда ребенок что-то скрывает, не признается в проступке. Ребенок должен понять, что родители расстроятся из-за обмана больше, чем из-за сломанной игрушки. Как упоминалось выше, при физических наказаниях и унижении достоинства ребенка, отсутствии доверия он вынужден скрывать правду, чтобы хоть как-то защититься. Одна из причин возникновения детской лжи – пример близких взрослых! Часто родители не обращают внимание на " мелкую" бытовую ложь, для них нормально скрывать что-то друг от друга. Например, мама говорит: «Сегодня погода отвратительная, холодно, не хочется на улицу выходить», а чуть позже, встретившись с соседкой: «Да, я тоже люблю такую погоду, свежо...» Ребенок постоянно наблюдает за взрослыми и делает свои умозаключения: «Если мама или папа говорят неправду, то и мне можно». Если случилось так, что Вам необходимо что-то скрыть, недоговорить, объясните ребенку причину («Бабушка больна, ее нельзя тревожить, поэтому сегодня мы ей не будем рассказывать о наших неприятностях»).
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Можно сравнивать ребенка лишь с ним самим (теперь и раньше), но не с братом, другом, соседом и т.д. Каждый человек индивидуален. Если в семье несколько детей, похвалив одного, нужно не забыть и про другого. Подчеркивая достоинства других детей, вы зарождаете в своем ребенке неуверенность, агрессию, замкнутость и как следствие – отказ от выполнения задания, поручения («все равно я плохой, у меня не получится»).

Ругайте только по делу. Родители являются организаторами жизнедеятельности ребенка. С раннего детства они обсуждают с малышом вопросы, доступные детскому пониманию. Если требовать от малыша послушания во всем, часто ругать, критиковать, вырастет несамостоятельный и безынициативный человек. Подростковый возраст у таких детей – критический, возникает множество проблем и разногласий с родителями, подросший ребенок бунтует. Поэтому с самого юного возраста нужно учиться уважать ребенка, искать компромисс. Если Вы недовольны его поведением, нужно выяснить, почему он ТАК поступил, потом объяснить, как можно поступить иначе, чтобы не обидеть окружающих. Часто необходимо объяснять малышу эмоции, чувства других людей.

Расскажите о разнице между мальчиками и девочками. К трем годам малыш должен знать, мальчик он или девочка, он улавливает разницу в одежде, в прическе. В детском саду ребенок увидит и физиологические отличия полов. Важно, чтобы эта информация не стала для него шоком, поэтому стоит заранее рассказать (учитывая возраст ребенка) о различии строения тела мальчика и девочки.

свернуть