Страничка педагога-психолога

ОСТАНОВИМ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ ВМЕСТЕ!

В период времени с 8 апреля по 17 апреля 2024 года будет проводиться республиканская профилактическая акция «Дом без насилия». Основные усилия будут сосредоточены на:

принятии системных мер индивидуальной профилактики правонарушений, мер превентивного воздействия к гражданам, совершающим домашнее насилие;

привлечении максимального количества заинтересованных к разрешению проблем, связанных с домашним насилием;

оказания содействия в трудоустройстве неработающим лицам, совершившим домашнее насилие и лицам, пострадавшим от него;

принятии мер по максимальному охвату наркологической помощью граждан, два и более раза привлеченных к административной ответственности в состоянии алкогольного опьянения, в т.ч. за домашнее насилие;

разъяснении положений законодательства по предупреждению домашнего насилия.

Профилактика насилия в семье является одним из приоритетных направлений служебной деятельности органов внутренних дел (далее – ОВД). На факты домашнего насилия сотрудники ОВД реагируют незамедлительно.

 

Домашнее насилие это  умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.

За правонарушения в сфере домашнего насилия в зависимости от их тяжести предусмотрена административная и уголовная ответственность. С согласия пострадавшего от домашнего насилия скандалисту объявляется защитное предписание, т.е. установление гражданину временных запретов на совершение определенных действий, а именно:

- предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему домашнее насилие;

- посещать места нахождения пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания;

- общаться с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;

- распоряжаться общей совместной с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия собственностью;

- обязанность временно (возможно применить до 30 суток)  покинуть общее с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия жилое помещение.

Гражданам, в отношении которых применено защитное предписание и которым негде проживать в период его действия решением Новогрудского районного исполнительного комитета определено место, которое находится по адресу: г. Новогрудок, ул. Гродненская, д. 14, кв.1. Ключи от указанной квартиры и заселение в нее обеспечивают сотрудники ОВД Новогрудского райисполкома, которые непосредственно проводят проверку в рамках ПИКоАП РБ и УПК РБ по фактам домашнего насилия.

   Важно отметить, что предусмотрены меры по оказанию безвозмездной помощи и жертвам домашнего насилия.  В структуре органов социальной защиты созданы и действуют центры социального обслуживания населения, которые оказывают психологическую, юридическую и социальную помощь гражданам, испытывающим домашнее насилие. В указанных центрах созданы «кризисные комнаты», где жертва домашнего насилия может временно поселиться на срок до 10 дней. При необходимости данный срок продлевается. Кризисная комната находится по адресу: г. Новогрудок, ул. Швейная, д.4,  в рабочее время тел. 4-25-26, в ночное время и выходные дни  тел. 80291286704.

 

Когда лицо, пострадавшее от домашнего насилия, не желает обращаться в ОВД с письменным заявлением о привлечении к установленной законодательством ответственности скандалиста по причине страха или иной зависимости от данного лица, при этом риск домашнего насилия установлен как высокий, избежать ответственности скандалисту не удастся, так как неотвратимость наказания будет обеспечена прокуратурой района по ходатайству ОВД. 

 

Помните! Для нас, порой невольным свидетелям, важно не оставаться равнодушным домашнему насилию. Вы можете сохранить жизнь и здоровье окружающим, своевременно сообщив об этом на линию 102. 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Влияние сексуального насилия на ребенка

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие в дошкольном возрасте:

- ночные страхи, кошмары;

- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

- открытая мастурбация;

- несвойственные возрасту знания о сексуальной жизни;

- беспричинные нервно – психические расстройства.

- ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

- может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

- может жаловаться на физическое нездоровье;

- скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

 

свернуть

Памятка "Дом без насилия"

«ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ!»

ПАМЯТКА по предотвращению насилия в семье, жестокого обращения с детьми  

Проблема насилия в семье, жестокого обращения на сегодняшний день является одной из самых тревожных среди социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства, безнадзорности, беспризорности. Под жестоким обращением с детьми понимаются не только случаи физического и сексуального насилия или развращения, но также пренебрежение основными интересами и нуждами детей, то есть неудовлетворение их потребностей в пище, одежде, воспитании, образовании, медицинской помощи.

Жестокое обращение с детьми может иметь место не только в семье, но и в детских образовательных и воспитательных учреждениях.

Виды насилия над детьми:

  1. Физическое насилие– действия (бездействие) со стороны родителей, в результате которых физическое, психическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения (телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д.)
  2. Отсутствие заботы о детях– невнимание к основным нуждам ребенка: потребности в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре
  3. Психологическое насилие– эмоционально плохое обращение с детьми (брань, крики, обвинения в адрес ребенка, принижение его успехов, унижение его достоинства и т.д.)
  4. Сексуальное насилие– любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старшего его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции, действия, способствующие развращению ребенка

Лица, которые могут обнаружить факты жестокого обращения с ребенком:

- медицинские работники

- социальные работники

- педагогические работники

- работники правоохранительных органов

 

 

 

 

 

свернуть

Насилие

Кризисная комната (Новогрудок)

Список телефонов, по которым жертва домашнего насилия может обратиться за помощью специалистов:

 Оперативно-дежурная служба Новогрудского РОВД тел. 102, 2-04-28

Директор ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Новогрудского района»: тел. 4-32-76; 

Заведующий отделением социальной адаптации и реабилитации        ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Новогрудского района»: тел. 4-24-35; 

Специалист по социальной работе ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Новогрудского района»: тел. 4-25-26;

Психолог ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Новогрудского района»: тел. 4-24-35; 

Горячая линия: тел: 4-01-58;

 

свернуть

Кризисные центры

Номера телефонов для подростков и членов их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:

В Новогрудском районе открыта кризисная комната для жертв домашнего насилия и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Специалисты ТЦСОН оказывают психологическую и социальную (предоставление временного приюта) помощь. Контактный телефон 4-24-35, 4-25-26.

 «Горячие линии» – тел: 4-01-58, а также 8-801-100-8-801 (работает анонимно, бесплатно и ежедневно с 8.00 до 22.00).

круглосуточно работает телефон доверия службы экстренной психологической помощи города Гродно.  Короткий номер телефона доверия170.

телефон линии круглосуточной экстренной психологической помощи для детей и подростков                  8-017-246-03-03;  

телефон доверия МВД по вопросам домашнего насилия и жестокого обращения с детьми 

8-017-218-72-22;

республиканская приёмная национальной комиссии по правам ребёнка: г. Минск, ул. Кирова, 16,        каб. №1.  Телефон 8-017-227-31-38.

Сестричество в честь преподобной Ефросиньи Полоцкой в г. Лида оказывает социальную и психологическую помощь, временный приют. Телефоны сестричества 

8-029-151-95-22, 8-033-688-40-49.

В г. Минске действует Городской центр социального обслуживания семьи и детей. Консультации по семейным проблемам можно получить по телефону 

8-017-247-32-32.

Городской клинический детский психоневрологический диспансер г. Минска. Здесь работает телефонная горячая линия круглосуточной экстренной психологической помощи для детей и подростков (8-017-246-03-03). Телефон регистратуры диспансера: 8-017-328-88-71.

Городское общественной объединение по предупреждению жестокого обращения с детьми «Дети – не для насилия» оказывает помощь и поддержку детям, пострадавшим от насилия и их родителям. Телефон объединения: 8-017-283-13-26/

Международное общественное объединение «Понимание». Бесплатный телефон доверия работает круглосуточно и без выходных 8-801-100-1611.

8 (017) 300 10 06 - отдел психологической помощи в кризисных ситуациях Республиканского центра психологической помощи;

8 (0152) 55 70 33 – государственное учреждение образования «Гродненский областной социально-педагогический центр».

Телефоны «Доверия»

(экстренной психологической помощи)

Регион

Телефон

Республиканская«Детская телефонная линия»

8-801-100-1611

     г. Минск:

для взрослых

8 017290 44 44

8 017290 43 70

для детей и подростков

8 017263 03 03

Отдел психологической помощи в кризисных ситуациях Республиканского центра психологической помощи

8 (017) 300 10 06 

г. Брест

8 016240 62 26

г. Витебск

8 021261 60 60

г. Гомель

8 023231 51 61

г. Гродно

170(номер доступен только для жителей Гродненской области)

Государственное учреждение образования «Гродненский областной социально-педагогический центр».

8 (0152) 55 70 33

г. Могилев

8 022247 31 61

Минская область

8 017202 04 01

 

Центры дружественного отношения к подросткам

(информация по данным сайта):

http://junior.by/44-adresa-centrov-druzhestvennyx-podrostkam.html)

Гродненская область

ЦДМ «Контакт» филиал УЗ «Гродненская центральная городская

поликлиника» детская поликлиника №2

г. Гродно, ул. Гагарина, 18, тел.8 (0152) 96- 44- 66

ЦДМ «Позитив» г. Гродно, тел.8 (0152)74-22-82

 

ИНФОРМация О ДЕЙСТВУЮЩИХ СЛУЖБАХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ МЕДИЦИНСКУЮ, СОЦИАЛЬНУЮ И ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЭКСТРЕННУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ.

Информационный листок

170 – телефон доверия г. Гродно (круглосуточно, анонимная помощь);

41-47-46 – Молодежный центр здоровья «Позитив»;

75-67-52 – отделение неотложной наркологии г. Гродно;

8(033) 685 81 53 – Инфолиния сообщества «Анонимные наркоманы», г. Гродно;

74-08-49 – Козырская Вера Леонидовна, гл. специалист отдела технического надзора и развития материальной базы Управление образования Гродненского облисполкома(вопросы охраны труда и безопасности);

8(017) 331 90 64 – г. Минск, горячая линия при проблемах с зависимостями (круглосуточно);

8(801) 100 16 11 – республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию (круглосуточно, бесплатно);

8(017) 202 04 01 – Минский областной клинический центр «Психиатрия - наркология». Круглосуточная служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия».

По вопросам конфликтной ситуации в семье можно обратиться по телефонам или электронным адресам в следующие организации:

 

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

https://rcpp.by/

Детский правовой сайт

http://www.mir.pravo.bv

Сайт правовой информации Республики Беларусь

http://www.rebenok.bv

Семейный портал

http://www.rebenok.bv

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

httpwwwncpigovbv

Общенациональная детская линия помощи

httpwwwbv

8-801-100-16-11 бесплатная, ежедневная,

круглосуточная линия

Государственное учреждение образования

"Гродненский областной социально-педагогический центр"

https://groblspc.znaj.by/

Инспекция по делам несовершеннолетних Гродненского РОВД

8(0152)-79-77-66

Дежурные части г. Гродно

Ленинского района: 8(0152]-79-70-44 Октябрьского района: 8(0152) 79-78-05

«Горячая» линия Министерства образования

8(017) 222-43-12

«Горячая» линия Министерства здравоохранения

8(017) 222-70-80

«Горячая» линия Гродненского районного исполнительного комитета

8(0152) 73-05-83

Экстренная психологическая помощь - Телефон доверия для детей и подростков (психологическая помощь)

тел: 170

Время работы: 8:00-24:00

Телефон доверия Государственного учреждения образования «Гродненский районный социально-педагогический центр»

8(0152)-48-51-28

время работы психолога: 8:00-17:00

: lojkigrodno DSP@mail.ru

Телефон доверия Министерства внутренних дел

8(0173-218-72-22

Время работы: 9:00-18:00

Приемная Национальной комиссии по правам ребенка г. Гродно

8(01523-74-52-09

Коложский парк 1, каб.226 г. Гродно 230023

 

 

Кризисная комната

В целях оказания помощи лицам, проживающим на территории Гродненского района, находящимся в кризисном состоянии, при котором объективно нарушается их нормальная жизнедеятельность и существует реальная угроза их жизни и здоровью, создана «Кризисная» комната, в которую заселяются граждане по направлению органов внутренних дел, образования, здравоохранения, а также обратившиеся непосредственно в Государственное учреждение «Гродненский районный территориальный центр социального обслуживания населения» в отделение социальной адаптации и реабилитации по адресу: г. Гродно, ул. Лермонтова 2, каб. 15 или по телефону 74 20 64, а так же по телефону «горячей линии» 77 10 73.

В «кризисной» комнате организовано три полноценных спальных места, игровая зона для детей, а также зона приема пищи.

Пребывание в «кризисной» комнате осуществляется на добровольной, безвозмездной основе при условии бытовой самостоятельности, индивидуальной социальной и материальной ответственности проживающих, а также активного сотрудничества со специалистами Центра и специалистами привлеченных организаций для решения проблем лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Питание, покупка лекарственных препаратов, средств личной гигиены и других предметов первой необходимости осуществляется за счет собственных средств граждан, проживающих в «кризисной» комнате, а также, при наличии, средств, переданных Центру физическими и юридическими лицами путем дарения (пожертвования), средств, поступивших в качестве гуманитарной и безвозмездной спонсорской помощи.

Срок пребывания в «кризисной» комнате определяется с учетом обстоятельств и особенностей трудной жизненной ситуации гражданина, и составляет не более 10 дней непрерывного пребывания.

На пребывание в «кризисной» комнате имеют право

-лица, находящиеся в кризисном, опасном для жизни и здоровья состоянии, ставшие жертвами торговли людьми, пострадавшие от преступной деятельности;

лица, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций, техногенных катастроф и стихийных бедствий;

лица, получившие статус беженца в установленном законодательством Республики Беларусь порядке;

выпускники детских домов и школ-интернатов, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся во временном приюте;

молодые инвалиды и дети-инвалиды, посещающие отделение дневного пребывания для инвалидов г. Скидель Центра

Граждане, помешенные в «кризисную» комнату имеют право на получение следующих видов помощи:

услуг психолога;

услуг юрисконсульта;

гуманитарной помощи из Салона «Милосердие» (при ее наличии);

иных видов социальной помощи, входящих в компетенцию органов по труду, занятости и социальной защите в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

Документы, необходимы для заселения в «кризисную» комнату:

заявление гражданина;

-медицинская справка о состоянии здоровья формы 1, с указанием наличия контакта с инфекционными больными (для всех лиц, заселяющихся в «кризисную» комнату);

документа, удостоверяющего личность гражданина и его детей. Лица, не имеющие документов, удостоверяющих личность, принимаются по ходатайству Отдела внутренних дел Гродненского районного исполнительного комитета.

 

Название

Кризисная комната

Описание

В целях оказания помощи женщинам, пострадавшим от домашнего насилия, функционирует кризисная комната.

Женщины, помещенные в кризисную комнату, имеют право на получение следующих видов помощи:

1. Психологическую;

2. Юридическую.

Как получить услугу?

Нужно позвонить по указанному номеру телефона

Законодательство, регулирующее услугу

Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 N 122-3

«Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

«Положение о кризисной комнате помощи женщинам-жертвам домашнего насилия г. Гродно» от 18.02.2015 г.

Контакты

Тел: 96-05-00

Период предоставления услуги

Срок пребывания определяется с учетом обстоятельств и особенностей трудной жизненной ситуации гражданина и составляет не более 10 дней непрерывного пребывания.

Цена

Без взимания платы

Форма заявки

Устное обращение по телефону

Дополнительная информация

Размещение в кризисной комнате возможно с детьми

 

Дополнительные контакты

Государственное учреждение «Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Гродно»

Отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста

Адрес:230014 г. Гродно, ул. Грандичская, 123

Контактный телефон: (80152)941703

Адрес электронной почты: odpplen@mail.ru

Учреждение «Гродненское областное управление» МЧС Республики Беларусь

г. Гродно, переулок Дзержинского, 15, тел. 8 0152 41 38 09

начальник сектора психологического обеспечения - Венскевич Александр Станиславович

старший инспектор-психолог сектора психологического обеспечения - Стасенко Владимир Санасарович

 

Гродненский ГОЧС Учреждения «Гродненское областное управление» МЧС Республики Беларусь.

г. Гродно, ул. Замковая, 1, тел. 8 0152 74 36 64

Психолог - Соколова Анжелика Антоновна

свернуть

Профилактика жестокого обращения с детьми

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. 

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

  • Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
  • Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  • Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

 Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования;

- негативные семейные традиции;

- нежелательный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- «трудный» ребенок.

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

  • физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
  • дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
  • когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
  • жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие - порождает насилие!

Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости, будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми, и с родителями!!! 

Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

- Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

- Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

- Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

- Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

 

4 заповеди мудрого родителя:

  1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.
  2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.
  3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...»
  4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

 Помните, что ребёнок - это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали, и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

свернуть

Практические рекомендации по воспитанию детей на каждый день

Начиная разговор о рекомендациях в воспитании детей, хочу обратить Ваше внимание на то главное, что является основой основ воспитания – любовь к ребенку. Никакой совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви. Причем, любовь не за то, что ребенок красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Любите его не за ум, талант, красоту или одарённость, а просто за то, что он есть!

Говорите о своей любви к ребенку. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день, а лучше 8.  Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться. Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.

Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.

Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в вашем доме, чтобы ребенок не натворил.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени. У ребенка может быть семейное имя – имя, которое звучит в кругу семьи – это может быть производное от его имени Ната, Тата, Нюша или Зайчик, Солнце и т.д.

Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.

Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу… Речь в этом случае может быть строгой, но не в коем случае резкой или грубой. В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей.

Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют.

Никогда не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у Вас плохое настроение. Для этого важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние (спокойная музыка, недолгая прогулка, 15 минут отдыха в тишине (после работы необходимы каждому!) – у каждого свои механизмы восстановления).

Главное – оцените поступок, а не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д.

Как нельзя осуждать личность, так нельзя осуждать чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Например, «Посмотрите – ка обидели…» Раз эти чувства возникли у ребенка, значит, для этого есть основания, об этом можно поговорить (активное слушание).

Никогда не вспоминайте о уже совершённых им ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом.

Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, это провоцирует заниженную самооценку, неуверенность в своих силах, тревожность и другие проблемы.

Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем – 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями.

Если Вы заметили, что Ваш ребенок в данный момент наполнен негативными эмоциями, поговорите с ним об этом. Можно использовать активное слушание. Активно слушать переживания и потребности ребенка – значит, возвращать ему в беседе то, что он Вам поведал, обозначая его чувство, причем в повествовательной, не в вопросительной форме. Это помогает создавать доверительную атмосферу в Ваших с ребенком отношениях.

Если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Для этого используйте «Я-сообщения» в разговорах с Вашим ребенком. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Делиться своими чувствами – значит доверять.

Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей (что я чувствую, что другой чувствует). Развивать способность к эмпатии (сочувствию).

Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. Физические наказания, основаны на страхе перед болью. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности взрослые должны быть обязаны, когда в процессе порки слышат фразу: «Прости, я больше не буду!». Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины – он как бы расплачивается за проступок.

Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое. Другими словами, лучше наказывать, двигаясь в направлении от «плюса» к нулю, чем от нуля к «минусу»; причем под нулем подразумевается нейтральный, ровный тон Ваших взаимоотношений. А что означает «плюс»? Например, в семье заведено, что по выходным дням все вместе отправляются на прогулку, мама печет вкусный пирог, папа идет с детьми на рыбалку… Когда взрослый уделяет им специальное внимание, и с ним интересно – это настоящий праздник для ребенка. Если случается непослушание или проступок, то «праздник» отменяется.

А какой практический вывод? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и Вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.

Похвала за усилие любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное — отметить старание. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что Вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой. Повышение самооценки.

Иногда родители не правильно используют поощрения: убрал игрушки — вот тебе шоколадка, получил «пятерку» — получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели, только если за этим последует вознаграждение.

Старайтесь максимально больше проводить с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. Часто родители жалуются: «Нет времени», важно не сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время (пусть даже 5 минут), организуете.

Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например, мне с тобой хорошо. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится  как ты… Я по тебе соскучилась. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший. Что укрепляет уверенность ребенка, его чувство самоценности, его самооценку.

Выполняйте свои обещания! Потому что верить больше не будут! А восстановить доверие ребенка очень нелегко.

 

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

- компромисс (уступки с обеих сторон); 
- интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
- капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
- уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
- переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
- вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
- чувство юмора. 

Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

свернуть