Страничка музыкального руководителя

Музыкальное воспитание в семье

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?

            К сожалению, многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.

             Но каждому родителю нужно помнить, что детей, невосприимчивых к музыке, нет, каждый здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.

            Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.

            Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку. Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад, увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.

           Родителям нужно интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.

             В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.

свернуть

Лесная музыка. Слушаем звуки природы

Лето - пора отдыха, отпусков, каникул. Прогулки на природе, особенно – с детьми, приносят море удовольствия. Поход в лес может стать настоящим приключением! В лесу интересно в любое время года: здесь можно понаблюдать за животными и насекомыми, растениями, цветами, грибами, а сколько разных звуков можно услышать в лесу, почувствовать красоту звуков. Самых разных. Шум реки, леса, ветра и особенно, конечно, пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей, показывая им, как красивы лес, радуга, цветущий луг, ночное небо и т.п. Пение птиц, естественно, вписывается в этот ряд. Дети такое пение обычно не слышат. Чтобы услышали, надо привлечь их внимание: «Давай посидим тихо и послушаем. Это очень красиво». Само понятие сидеть тихо и слушать тоже для многих детей нечто новое и непривычное. Иногда это первый шаг к слушанию музыки.

В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и музыкальные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.

Уважаемые родители, вместе с детьми можно изготовить музыкальные инструменты. Материалом, который превращается в звучащий инструмент, может быть:

  • стебель одуванчика, если посередине стебелька сделать небольшой надрез, слегка дунуть в стволик в месте надреза и извлечь звук;
  • обыкновенный лист дерева, если его расположить между двух больших пальцев и направить струю воздуха в образовавшуюся щель;
  • стручок акации, если из него аккуратно удалить горошины и, слегка расщепив, обрезать с одной стороны, а затем дунуть в получившуюся пустотелую трубочку;
  • травинка, если ее зажать губами на концах и превратить как бы в эластичный «язычок»,то, втягивая воздух в себя, можно извлечь нежный звук;
  • тонкая полоска бересты, если ее поместить между губ, при их соприкосновении и вдыхании воздуха в легкие издает красивый звук, похожий на трель птиц;
  • желудь – свисток, если подобрать один желудь и оторвать «шляпку» - маленький купол, который закрывает жёлудь, как крышечка. Из неё сделать маленький свисток Разместить «шляпку» полой стороной вверх между указательным и средним пальцами руки, сжатой в кулак. Упритесь костяшками пальцев в нижнюю губу и дуй поверх края желудя. Свист будет очень громким!

Изготовленные музыкальные инструменты в основном в летний период из непрочного растительного материала, недолговечны. Но ценность таких инструментов состоит в том, что их мастерили сами дети. Инструмент, сделанный своими руками, первые звуки и мелодии, самостоятельно извлеченные из него, пробуждают у детей интерес к творчеству и приобщают к народной музыке.

свернуть

Развитие творческих музыкальных способностей детей

Одной из актуальных задач дошкольного учреждения образования  является развитие творческих способностей детей. Рано и ярко проявляются творческие музыкальные способности. Часто можно наблюдать в детских садах, как малыши играют в детские занятия, придумывая весь ход их, разыгрывая роли музыкального руководителя и детей, напевают свои какие-то мелодии, импровизируют,  придают знакомым мелодиям свои интонации на детских музыкальных инструментах. Для детей музыка никогда не бывает чем-то изолированным, она всегда является частью их жизни.

Музыкальное творчество проявляется в разных видах деятельности. Это песенное творчество, когда ребенок импровизирует простейшие мелодии. Это музыкально-игровое творчество, когда ребенок самостоятельно находит способы воплощения музыкально-игрового образа. Становление этого образа зависит от музыки, которая придает ему выразительность, подсказывает ребенку его характерные черты, побуждает к развертыванию сюжета. И наконец, это танцевальное творчество, когда дошкольник комбинирует из знакомых элементов танца новые композиции.

Первые творческие задания вызвали ряд характерных трудностей. Основная причина трудностей – пробелы в музыкальном воспитании детей. Обнаружилось, что отсутствие или неразвитость музыкально-слуховых представлений, а также чувство лада тормозило песенное творчество. Поэтому необходимо проводить работу по развитию музыкального слуха, применяя упражнения из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной.

При развитии песенного творчества можно применить такую последовательность. Начать с простейших упражнений, например «Спой свое имя». Детям предложить импровизировать интонации и одновременно называть свое имя. Или же пропеть детям знакомую им песню, не заканчивая ее, и предложить допеть ее в той же тональности. Затем задачи усложнить. Исполнить детям песню, написанную композитором, и предложить придумать в соответствии с текстом свою музыку.

Следующий этап развития детского музыкального творчества – сочинение попевок контрастного характера на заданный текст с целью развития чувства лада, ощущение мажора и минора. На более позднем этапе дети сами, уже без образцов, придумывают свои мелодии по заданной теме.

К игровому творчеству следует приступать только тогда, когда дети овладеют первоначальными навыками движений, умением создавать образы. Музыкальные игры таят в себе большие возможности для творческих проявлений  детей. Такие игры даются в форме сказок. Эти сказки видоизменяются в зависимости от обстоятельств, но дети всегда входят в игру с большим интересом, каждый ее участник создает свой образ. После каждого задания дети обсуждают только что виденное, говорят, что им понравилось, или показывают, как бы они сами его выполнили. Подобные занятия позволяют подводить детей к коллективному творчеству.

При развитии танцевального творчества необходимо опираться на уже имеющийся у детей опыт усвоения танцевальных движений. Этому способствует народный перепляс. Дети соревнуются в нахождении новых сочетаний уже знакомых элементов танца. Особенно нравится детям придумывать собственные композиции танца.

В целом развитие творческих способностей дошкольников усиливает их эмоциональную отзывчивость. Они начинают глубже понимать музыку, развивается музыкальный слух, координация движений, пластичность. Это позволяет выявить особенно способных ребят.

Развивая творческие способности детей, мы не ставим перед собой задачи сделать из них поэтов, художников, артистов и музыкантов. Впоследствии перед каждым из них откроется возможность творческого труда. Важно не то,  что человек будет делать в своей жизни, а как он будет это делать! Творцом можно и нужно быть в любом деле. Если навыки творчества, полученные детьми, скажутся на формировании их характера, пробудят в них творческое начало, то, значит, мы выполним свой педагогический долг.

свернуть